"КиноКурс". Выпуск четвертый (17.06.2016)

В этом выпуске "КиноКурса" подробно обсуждается фестиваль "Кинотавр", представлены точки зрения доцента ВГИКа Андрея Иванова и кинорежиссера, председателя жюри фестиваля Николая Лебедева.  
"КиноКурс". Выпуск четвертый (17.06.2016)
В прошлом выпуске «Кинокурса» мы обещали вам подробно рассказать о прошедшем в Сочи фестивале «Кинотавр». И мы с радостью выполняем взятые на себя обязательства! Более того, «Кинокурс» предоставляет вам уникальную возможность услышать мнение авторитетных экспертов из мира кино. И тут вас ожидает вполне весомая сенсация: своим мнением о «Кинотавре» с нами поделился, ни много, ни мало...сам председатель жюри «Кинотавра» кинорежиссер Николай Лебедев. Конечно, не просто так, конечно, из-за особой любви к Курску: напомним, что каждую свою новую картину, будь то «Звезда», «Легенда №17» или «Экипаж», Лебедев непременно привозил для личного представления курским зрителям.
Понятно, что самое интересное мы оставим на десерт,...ну, или правильнее будет сказать, на кинодесерт, а пока подведем общие итоги «Кинотавра», и в этом нам поможет известный киновед, доцент Всероссийского  государственного института кинематографии Андрей Иванов. И вот его мнение, что нового внёс 27-й «Кинотавр» в жизнь отечественного кинематографа: «Не очень удачная погода, скажем так. Всё прошло в рамках, не было ничего особенного. Слава богу, что в это тяжелое время и для кинематографа, и для экономики фестиваль еще существует, кинорынок существует и проходит достаточно интересно. Народу достаточно много было. Было меньше звезд, я бы сказал. Не знаю, с чем это связано, но мне показалось, что по сравнению с 2010, 2011, 2013, 2014 было меньше звезд. 
«Кинотавр» это все-таки главный фестиваль именно внутреннего кинорынка России. Он проходит много лет, я думаю, что пытается собрать лучшее, что было именно из авторского кино. Но в последнее время я заметил, что «Кинотавр» обращает внимание и на зрительское кино. Если учесть, что в этом году возглавлял жюри Лебедев, человек, который выдал два последних фильма - а это зрительское кино- «Легенда №17» и «Экипаж», то мы говорим, конечно, о том, что немножко «Кинотавр» обращает свое внимание на зрительское кино, хотя, конечно, не всё . 
Я не скажу, что победа на «Кинотавре» как-то сильно влияет на прокатную судьбу картины, но во всяком случае о ней много говорят, у нее большая пресс, скажем так. В этом году победил «Хороший мальчик» режиссера Оксаны Карас, правда, у него ограничения 18+, но я думаю, что это будет достаточно зрительское кино, которое будет пользоваться популярностью в кинотеатрах. Это не блокбастер, но это будет кино, на которое обратят внимание. Потом - Кирилл Серебрянников, такой уже достаточно классик, его фильм «Ученик» приз за лучшую режиссуру получил, тоже это знаковое событие, я считаю. Далее -Хабенский, который получил приз за лучшую мужскую роль в фильме «Коллектор». Многие критики обратили очень большое внимание на этот фильм и на его роль. 
«Кинотавр» начинает разворачивается к зрителю, очень надеюсь во всяком случае. Конечно, любой кинофестиваль, он все-таки авторский. Фильмы, которые раскрывают что-то новое с точки зрения профессии, но не с точки зрения кассовых сборов. Это понятно, что фильм «Экипаж», наверно, не участвовал бы ни в одном фестивале российском, потому что это абсолютный фильм-блокбастер, фильм, который приносит деньги. 
Что очень приятно, что на «Кинотавре» было обращено внимание на документальное кино и на короткий метр. Потому что я считаю, что новые имена надо искать из короткого метра, с чего начинается и режиссерские удачи, и актерские удачи. Ну а так - я не скажу, что было что-то особенное на «Кинотавре», нет, наверно, нет». 

Главный приз «Кинотавра» жюри под руководством режиссера Николая Лебедева присудило фильму Оксаны Карас «Хороший мальчик». Сам Лебедев назвал фильм картиной «про движение вперед, про взросление, рассказанной с юмором, иронией и надеждой». Сюжет повествует о жизни девятиклассника, переживающего за одну неделю целую гамму сложных чувств.
Призом за лучшую главную роль в фильме «Коллектор» отмечен актер Константин Хабенский. «Коллектор» получил награду и за лучшую операторскую работу, это заслуга Дениса Фирстова. Приз за лучшую режиссуру - у Кирилла Серебренникова за фильм «Ученик». Актриса Наталья Павленкова, сыгравшая женщину, у которой вдруг вырос хвост, получила приз за лучшую женскую роль в фильме Ивана Твердовского «Зоология». Саму картину отметили призом Гильдии киноведов и кинокритиков России.
Лучшим дебютом эксперты назвали документальную ленту «Чужая работа» Дениса Шабаева, а приз имени Григория Горина за лучший сценарий достался комедии Ильи Учителя «Огни большой деревни».
Ну, а теперь — обещанное интервью с председателем жюри 27-го «Кинотавра» кинорежиссером Николаем Лебедевым, которое он дал по телефону специально для «Кинокурса»: «Прекрасный фестиваль с большой традицией, мне кажется, что ее можно и нужно сохранять, не поддаваться на спекулятивные высказывания, что фестивальное якобы какое-то особенное кино. Оно никакое не особенное. Фестивали созданы для того, чтобы пестовать, ну разве что есть фестивали особые, отдельные, жанрового кино. Но когда речь идет о фестивале, который призван показать весь спектр нашего кино, то прекрасно, что в фестивальной программе есть и картины, адресованные широкому зрителю, и те, которые являются более экспериментальными, но самое главное, чтобы это были хорошие картины, чтобы их было интересно смотреть, чтобы они были талантливыми, чтобы они были хорошо сделаны, потому что претензии и реальное насыщение это все-таки разные вещи. Вот «Кинотавр» это фестиваль, который способен это делать, который это делает, он выбирает тщательно свои ленты и представляет адекватную картину сегодняшнего кино. 
Мне когда задают вопрос - вот авторское кино или коммерческое кино? Во-первых, говорю я, кино в любом случае коммерческое, ибо что-то я не припомню, чтобы фильмы Тарковского показывали бесплатно. Что же касается авторского кино, то это тоже искусственно придуманная, уж не знаю, кем, но внедряемая в массовое сознание формула, абсолютно лживая на мой взгляд в том смысле, в каком ее пытаются использовать. Понимаете, Хичкока можно узнать по нескольким кадрам, и Гайдая можно узнать по нескольким кадрам, и фильмы Тарковского, и Спилберга, и Скорсезе, скажем. А вот есть фильмы, которые как бы называют авторскими некоторые люди, но при этом ты смотришь и всю картину не можешь понять, кто это снял: всё медленно, всё длинно, всё с гигантскими паузами, всё снято как бы любительской видеокамерой. Такой штамп, который живее всех живых, что называется. Мне кажется, что это колоссальная условность и абсолютная неправильность. Есть хорошее кино, есть плохое, других не знаю вариантов.
Я думаю, во всем мире кино делается, чтобы его смотрели. Я не могу сказать, что на «Кинотавре» было представлено только зрительское кино, нет, там было кино разное, разных направлений. Мне кажется, что особенно сегодня в нашей стране очень важно понимать: если зрители не будут ходить в кинотеатры на наше кино, то у нас не будет кино вообще никакого, не только зрительского, вообще никакого. В других странах это в общем понимают и все-таки как-то соизмеряют эти вещи, а у нас по-прежнему продолжают сталкивать это всё лбами, якобы существует как бы кино и как бы не совсем кино, но просто его смотрят. По-моему, это полная ерунда. Я не вижу противоречия в том, чтобы снимать хорошее кино и снимать его так, чтобы его смотрело как можно больше зрителей.
На самом деле после каждого фестиваля начинается такой плач Ярославны, что в прошлом году всё было лучше, потом проходит год и опять - в прошлом году лучше было. Я думаю, здесь роптать не приходится, а надо смотреть фильмы, двигаться вперед, делать новые». 

Если вы думаете, что с началом лета киножизнь затихает или вовсе прекращается, то вы ошибаетесь. Скоро стартует Московский международный кинофестиваль, на котором, напоминаем , будет демонстрироваться фильм Ларисы Садиловой «Сельский показ», посвященный жизни курской глубинки. Показ состоится 24 июня в 16.30 в Доме кино, если будете в Москве — заходите посмотреть. 

+0 -0