Малый бизнес контролировать будут меньше

altАктуальный для малого бизнеса вопрос об излишней опеке со стороны различных контролирующих ведомств  и защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей стал темой для обсуждения на прошедшем заседании Межведомственного совета...
Актуальный для малого бизнеса вопрос об излишней опеке со стороны различных контролирующих ведомств  и защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей стал темой для обсуждения на прошедшем заседании Межведомственного совета.
Председатель областного комитета потребительского рынка, развития малого предпринимательства и лицензирования Владимир Пучков отметил, что малое и среднее предпринимательство представляет значительный сектор региональной экономики. На сегодня в нашей области действуют около 45 тысяч субъектов МСБ  (8,2 тысяч малых и средних юридических лиц и 36,2 тысяч индивидуальных предпринимателей).До  мая 2009 года вопросы защиты  их прав при проведении государственного контроля (надзора) регулировались Федеральным законом  № 134-ФЗ. За семилетний период действия указанного закона создана база для упорядочения механизма регулирования малого бизнеса, сокращения излишнего администрирования. Отдельные нормы закона стали прямым ответом на самые актуальные проблемы в сфере государственного контроля малого бизнеса.
В рамках областной целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Курской области» выполнялись мероприятия, направленные на упорядочение администрирования в отношении деятельности субъектов МСБ. Вопрос неоднократно рассматривался на Межведомственном Совете, региональных форумах, конференциях, рабочих встречах, заседаниях совместных комиссий.
На территории Курской области введена единая форма учета мероприятий по контролю, подготовлена памятка для предпринимателя при осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий. Издан «Справочник предпринимателя Курской области», один из разделов которого посвящен теме проверок. Для налаживания обратной связи с предпринимательским сообществом открыта «горячая линия» по проблемам малого бизнеса, ежегодно осуществляется анкетирование хозяйствующих субъектов.
Работают интернет-сайты, созданные некоммерческим партнерством «Областной центр поддержки малого предпринимательства» и Курской региональной общественной организацией «Союз предпринимателей». Вошло в практику регулярное проведение в районах и городах области семинаров для предпринимателей. В истекшем году было организовано 14 зональных семинаров, в них участвовали свыше полутора тысяч представителей малого бизнеса. В области действует Совет по содействию развитию малого и среднего предпринимательства. Практика  показывает, что по сравнению с 2001 годом в 4 раза сократилось число проверок, со стороны предпринимателей отсутствуют претензии к действиям службы Роспотребнадзора и пожнадзора по Курской области.
Вместе с тем, вопросы упорядочения контрольной работы, регламентации количества проверок и соблюдения законности  не теряет своей актуальности.
В этой связи в мае 2008 года специально был издан Указ Президента Российской Федерации, в котором обозначены основные положения нового базового закона о проверках, направленные на усиление гарантий защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении контрольно-надзорных мероприятий.
Указанный Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» вступил в действие с 1 мая 2009 года. В нем закреплены принципиально новые положения, существенно меняющие систему контроля. Так, с 1 июля 2009 года устанавливается уведомительный порядок начала осуществления 13 видов предпринимательской деятельности.
Установлено, что при проведении проверок должны быть разграничены полномочия федеральных, региональных органов власти и органов местного самоуправления по соответствующим сферам. Не допускается проведение проверок несколькими органами соблюдения одних и тех же обязательных требований.
Также вводится ряд новаций в порядок проведения проверок контролирующими органами. Плановые проверки могут проводиться не чаще одного раза в три года (ранее это было раз в два года). При этом план проведения проверок размещается соответствующими государственными органами в сети Интернет. Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляется органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля о проведении такой проверки не позднее, чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения.
Изменились нормы, касающиеся проведения внеплановых проверок. Отныне такие проверки в отношении деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства проводятся только по согласованию с прокуратурой. Ограничивается срок проведения плановой выездной проверки: не более 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия в год для всех контролирующих органов. В свете реализации указанного закона приказом Минэкономразвития России утверждены типовые формы: распоряжения или приказа на проведение проверки; заявления о согласовании органом госконтроля (надзора) с органом прокуратуры проведения внеплановой выездной проверки субъекта малого или среднего предпринимательства; акта проверки; журнала учета проверок.
Управлением Роспотребнадзора по Курской области направлен в прокуратуру Курской области отчет о проведении мероприятий планового и внепланового контроля.  С мая текущего года Роспотребнадзор осуществляет свою деятельность в сегменте контроля (надзора) субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с положениями действующих нормативных и правовых документов Российской Федерации.
Вместе с тем, реализация нового закона сдерживается отсутствием механизма исполнения отдельных его положений, разработка и принятие которых находится в ведении Правительства Российской Федерации. К примеру, до настоящего времени не разграничены полномочия между федеральными, региональными органами и органами местного самоуправления на осуществление контроля в соответствующей сфере. Отсутствует форма уведомления о начале предпринимательской деятельности для 13 видов, определенных законом. Не утвержден перечень работ и услуг, для которых установлен уведомительный характер начала ведения бизнеса. Для оценки эффективности действия нового закона  № 294-ФЗ требуется наработка практики его применения.
+0 -0