Реклама
+7 (4712) 51-04-44
Прямой эфир
+7 (4712) 58 33 44

Гадание на губернаторской гуще - 2

alt(Фото с сайта kursk.aif.ru)
Политолог Владимир Слатинов поделился рассуждениями о политической ситуации в регионе и её перспективах в статье "Гадание на губернаторской гуще - 2"
alt(Фото с сайта kursk.aif.ru)

Гадание на губернаторской гуще - 2
в открывшемся политическом сезоне будет решен вопрос – кому управлять Курской областью


Громкие торжества, приуроченные к юбилею области и очередной годовщине Курской битвы, прошедшие с присутствием многочисленных вип-гостей, открыли самый интригующий за последние пять лет региональный политический сезон. Главной интригой начавшегося политического цикла станет самый главный вопрос – вопрос о власти.
Михайлова снимают?
По моим наблюдениям, главным и, очевидно, самым любимым занятием местного населения на околополитическом досуге стали регулярные «проводы» губернатора в отставку. На протяжении многих лет не реже двух, а то и трёх раз в год молва «совершенно точно» отправляла Александра Николаевича то послом в Молдавию, то в члены Совета Федерации, то в депутаты Государственной Думы. Причем, чем меньше к такого рода домыслам было объективных причин, тем увереннее чувствовали себя разносчики слухов. Доходило до нелепости: появился губернатор на билбордах, посвященных нацпроектам – «он прощается» - утверждали знатоки. Приехал Путин проводить совещание по лекарствам – «премьер едет снимать Михайлова» - заявляли мне вполне солидные, облечённые должностями и научными степенями люди.
На законное возражение – а не слишком ли круто, если Сам Нацлидер приезжает решать на Курщину губернаторский кадровый вопрос – я слышал в ответ, что не понимаю всех тайных пружин политической машинерии.
Полагаю, регулярные «проводы», не имеющие ничего общего с реальностью, забавляли и самого Александра Николаевича. Но вот теперь никаких домыслов и тайных знаков. Звонок, действительно, прозвенел.
Тройка номинантов
Речь идет о том, что в начале марта следующего года уставной срок полномочий нынешнего губернатора заканчивается. И аккурат к началу нового политического сезона (с 1 июля) были введены в действие поправки в закон об общих принципах организации госвласти в субъектах РФ, установившие новый порядок наделения полномочиями  глав регионов. Поправки выдержаны в соответствии с установками медведевской политической реформы об усилении роли партий в политической системе. Поэтому не позднее, чем за 90 дней до окончания срока полномочий действующего главы региона, партия, имеющая в законодательном собрании этого региона большинство, предлагает Президенту на выбор три кандидатуры на губернаторскую должность. Последнее слово остаётся за Главой государства, который может даже отвергнуть всех троих, и проце- повторится. Но это крайний случай. Выдвигать кандидатуры будет не региональное отделение партии, а ее центральный орган, так что региональная самодеятельность местных групп интересов будет если не исключена, то существенно ограничена. К тому же закон допускает перед выдвижением консультации центрального органа партии с администрацией Президента. Собственно на этом «нулевом чтении» и будет определяться тройка номинантов.
Таким образом, попадание тех или иных фигур в шорт-лист губернаторских соискателей станет результатом сложной закулисной борьбы различных групп интересов в «Единой России» (причем ее центральных структурах) и в администрации Президента. Знание нужных пружин и механизмов, наличие групп поддержки в указанных средах – главный залог попадания в «троицу».
Напомню, что пять лет назад переназначение А. Михайлова тоже совпало с введением в действие новой схемы губернаторских назначений (тогда отменили выборы). Кандидатуры президенту предлагал его полпред по федеральному органу, и курская команда просто молниеносно провела операцию по пролонгированию полномочий. Насколько теперь удастся для начала получить место в «тройке», а затем и быть предложенным на третий срок - увидим.
Шансы нынешней команды
Если говорить об объективных основаниях для наличия переназначения на новый срок, то они имеются. Оговорюсь, правда, что мои рассуждения об этих объективных факторах носят, конечно, субъективный характер и отражают личную точку зрения. И всё же!
Главным критерием успешности регионального управления для Кремля, как мне представляется, являются не те 40 с лишним показателей, разросшиеся до почти 300 индикаторов, по которым замеряют работу губернаторов. Хотя и их аккуратно собирают и обрабатывают, выстраивают в рейтинги территорий. Главное для Кремля – управляемость региона и отсутствие из него плохих новостей. Какие-то более тонкие материи интересуют гораздо в меньшей мере, особенно в условиях кризиса. Кризис, замечу, сильно изменил приоритеты в оценках. Это в условиях бурного роста и хлещущих в Россию денег власть баловалась стратегиями-2020 да разговорами о модернизации, правда, больше на словах. Сегодня на повестке дня, прежде всего и главным образом, стоит антикризисный менеджмент. Осознание важности модернизации именно в посткризисный период придет позже, к тому же видно, что никаких идей на сей счет у власти пока нет. Так что система приоритетов вполне ясна.
На ниве же антикризисной политики курская власть демонстрирует вполне приличный уровень владения ситуацией. Тем, кто любит посыпать голову пеплом и сетовать, что у нас «всё плохо» (ещё одна любимая забава курян), советую посмотреть недавний отчет Росстата по экономике регионов за первое полугодие (всеми признанного как пик кризиса). Так вот, по масштабу «проседания» основных экономических показателей – региональный продукт, промышленность, строительство, сельское хозяйство, безработица, зарплаты – мы в «твёрдых середняках».
Это, конечно, не отменяет того факта, что на большом количестве конкретных хозяйственных участков сегодня огромные проблемы, у многих бизнес идёт плохо, кто-то потерял работу, а бюджетники так и не дождались обещанного до кризиса роста зарплат. Всё это так. Но нет ни катастрофы, ни по-настоящему большого обвала. Приведу только один пример – по уровню промпроизводства мы за полгода «просели» на 10,5 процентов, в то время как Орёл на 39 проц., Брянск – на 32 проц., Липецк – на 24 процента.
Короче, антикризисный менеджмент нынешней губернаторской команды стоит признать пока вполне успешным. А это главное, что сегодня нужно Кремлю.
Что нужно ещё? Отсутствие социальных протестов. Их нет. Да, социологи летом фиксировали рост недовольства и потенциальной готовности протестовать. Но протест так и остался в потенции. А не напортачили бы городские управляющие компании с -цкими перерасчетами за свет и тепло, не затевали бы неподготовленной монетизации жилищных льгот  (такое ощущение, что именно в городском ЖКХ засели главные экстремисты) – не было бы и неприятной социологии!
Важный вопрос – характер политического развития. В том смысле, чтобы область в целом соответствовала федеральным установкам. Она им вполне соответствует. Политические и медийные «гайки» в последние годы, скажем честно, закрутили основательно. В полном соответствии с общероссийским трендом. Правда, региональный политический режим, к счастью, остаётся относительно мягким (относительно Белгорода, Тамбова, Липецка или города Москвы, например). Политическая система региона – система с доминирующей партией, как на федеральном уровне. Есть своя системная оппозиция, правда здесь несколько различаются акценты. Если на федеральном уровне КПРФ менее лояльна режиму, то у нас коммунисты играют роль лояльных левых. «Справедливая Россия», напротив, в центре – более лояльна, а в Куске менее лояльна. Это объясняется всем известным субъективным фактором – отношениями Александра Николаевича (Михайлова) и Александра Владимировича (Четверикова). Но в целом все основные политические игроки играют по правилам ограниченной конкуренции, начертанным «суверенной демократией».
Октябрьские выборы глав районов, на мой взгляд, лишь закрепят эту тенденцию. Итоги выборов, конечно, будут иметь немаловажное значение для «Единой России» с точки зрения включения действующего губернатора в «тройку». Поэтому губернаторской команде важно продемонстрировать контроль над ситуацией. А с другой стороны – выполнить установки Президента на «разморозку» политической системы и включение во власть (в ограниченном виде) представителей системных, то есть парламентских партий.
Так вот, по моим оценкам, около половины ныне действующих глав, включённых в список «Единой России», имеют хорошие шансы переизбраться. Ещё человек пять-семь, выдвинутых «партией власти», обладминистрация и «Единая Россия» в районные начальники проведут. Так что порядка двух третей глав районов, скорее всего, будут из единороссовского списка. Это очень неплохо. А остальная треть в полном соответствии с мудрыми указаниями Президента будет представлена коммунистами (очень лояльными губернатору), справоросами (не очень лояльными, но можно и потерпеть), а также самовыдвиженцами.
Так что качество политического менеджмента нынешней губернаторской команды в Кремле и «Единой России» оценят, скорее всего, вполне удовлетворительно.
Остаются такие моменты, как отношения с бизнесом и коррупция. Думаю, все заметили, что конфликт областных властей с некоторыми крупными бизнес-структурами, сотрясавший губернию ёщё совсем недавно и сопровождавшийся медийными войнами и коррупционными обвинениями, как-то быстро сошёл на нет. Видимо, дело как в кризисе (не до жиру, быть бы живу), так и в пришедшем, наконец, к обеим сторонам понимании, что от конфликта и выяснения – кто из них круче – страдают обоюдно.
Итак, нынешняя губернаторская команда подходит к окончанию своих полномочий в неплохой форме и с весьма недурными результатами антикризисного управления регионом. А такие события как юбилей области или приезд на родину Курской Коренной иконы лишний раз во вполне позитивном свете приковывают внимание федерального центра и дают неплохой пиар-эффект.
Другие претенденты
Разумеется, в шорт-листе на курское губернаторство будут разные фамилии. И, конечно, никакой кризис не отменил простого факта, что борьба за власть была и будет главной движущей силой политики.
Группы интересов и амбициозные личности никуда не делись – а сохраняющийся закрытый механизм губернаторского выбора (как выдвижения «тройки», так и окончательного решения Президента) будет способствовать сохранению как интриги, так и закулисных механизмов «проталкивания» нужного кандидата.
Если проанализировать недавние губернаторские назначения и последнее (уже в соответствии с новым порядком) представление «тройки» кандидатов в свердловские губернаторы, то мы увидим многообразие подходов и моделей, а также то обстоятельство, что никакой системности в кремлёвских решениях не наблюдается. В разных регионах в силу, как правило, непрозрачных причин применялись разные подходы к решению кадрового вопроса. Что это за подходы?
Сохранение статус-кво, то есть переназначение. Классический пример – недавнее продление полномочий владимирскому губернатору на третий срок (он, кстати, как и А. Михайлов – бывший коммунист). Попал в «тройку» и Э. Россель, несмотря на возраст и работу на посту с ельцинских времён.
Выдвижение представителя местной элиты.  В той же свежевыдвинутой свердловской «тройке» - председатель областного правительства. Этот сценарий можно назвать как «обновление с сохранением преемственности». Из курских политиков на подобную роль более всех подходят председатель Областной думы А. Кичигин и глава администрации Курска Н. Овчаров.
Назначение фигуры, связанной с федеральными группами интересов и не имевшей ранее никакого отношения к региону. Примеров таких немало, но самый свежий и близкий – новый орловский губернатор А. Козлов. Прогнозировать здесь никого решительно невозможно именно в силу самой модели – неожиданность появления «джокера» предопределена самой её природой. С большой оговоркой сюда подходит видный функционер «Единой России» В. Рязанский, поскольку он уже хорошо познакомился с нашей областью. Кроме того, В. Рязанский тесно связан  с «московской», точнее, «лужковской» группой, имеющей солидные активы в нашей области и проявляющей большой интерес к ней. Другое дело – насколько в условиях кризиса эта группа готова к дальнейшей региональной экспансии, и нужно ли хлопотное губернаторство самому Рязанскому.
Выдвижение представителя федеральной власти, связанного корнями с регионом. Таких решений была в ходе недавних назначений масса, да и в свердловском списке (а он, напомню, первый по новой схеме и в этом смысле очень интересен) такая кандидатура есть. Здесь у курских гаданий – широкое раздолье. Скажем, депутаты А. Чухраев и А. Волков – люди, имеющие некоторое влияние в «Единой России» и весьма амбициозные. Минус – отсутствие опыта территориального управления, хотя полностью отрицать менеджерскую подготовку у бывшего главврача облбольницы и главного областного милиционера не стоит. Дополнительный минус Волкову – генеральские погоны – везде, кроме Кавказа, опыт генеральского регионального управления признан неудачным.
Из часто упоминаемых других «московских курян» стоит отметить ярких представителей «лужковской» группы П. Бирюкова (первый заместитель мэра в правительстве Москвы), а также чиновника московской мэрии и главу курского землячества Г. Лифинцева. Для последнего, правда, попытка переехать в Курск на должность сити-менеджера уже закончилась конфузом (это, правда, могло только разжечь аппетит). К тому же, как мы уже отмечали – неясно – настроена ли «лужковская» группа далее идти в регионы, и намерен ли Кремль ей в этом содействовать. К этой же группе относится известный в Курске православный предприниматель Н. Маслов – тоже бывший чиновник московской мэрии. Правда, недавно промелькнуло сообщение о его желании стать мэром Сергиев-Посада. Но выборы в этом октябре, и в случае проигрыша не исключена вспышка интереса к нашей области.
Скорее всего, отыграна карта В. Пронина. Нет, многие его поклонники уверяют, что теперь именно в Курск он и приедет губернаторствовать. Тем не менее, я не представляю ситуацию, когда Д. Медведев увольнявший его с должности главного московского милиционера по скандальному делу, предложит его в губернаторы. Российская политика до предела цинична, но есть же рамки приличия!
Возможно, среди «московских курян» есть и другие уважаемые люди, коих мы, не исключено, увидим в долгожданной «тройке».
Наконец, последний самый маловероятный вариант – выдвижение представителя оппозиционной партии. В пользу говорят установки Д. Медведева на вовлечение других системных (прежде всего, парламентских) партий в региональное управление. Приход в Киров Н. Белых подтверждает эту тенденцию. Говорят, Д. Медведев обещал С. Миронову пару-тройку губернаторских кресел для «Справедливой России». Тогда весьма вероятным претендентом на курское губернаторство становится А. Четвериков.
Но этот сценарий будет слишком контрастировать с поправками в закон о наделении полномочий губернаторов по предложению партии, имеющей большинство в региональном заксобрании. Тогда Президент должен пойти поперёк «Единой России» и, главное, собственных поправок. И хотя последнее слово за Главой государства, вероятность такого поворота событий, думаю, невелика.
Вместо эпилога
«Тройка» соискателей курского губернаторского кресла будет известна уже в начале декабря. А после Нового года мы узнаем и фамилию следующего главы области (вряд ли наша Областная Дума будет перечить Президенту – кого бы он ни предложил). Какой бы из вышеназванных сценариев не реализовался, стоит отметить две главные опасности, которые подстерегают регион. Первая – опасность застоя. Если сегодняшняя команда сохранит полномочия просто в силу элементарной самоуспокоенности и некритического отношения к себе. В целом нынешняя губернаторская команда довольно профессиональна и, кстати, способна обновляться (недавно произошёл весьма эффективный обмен кадрами с курской мэрией). Поэтому, главное, что должна сегодня демонстрировать областная власть – готовность к инновациям, обновлению и модернизации.
Вторая опасность ещё страшней. Это риск стать «регионом кормления» для присланного сюда «варяга». И хотя этой участи не избежало уже большинство российских регионов (все они как-то приспосабливаются к сосуществованию с пришедшими к ним группами интересов), становиться в очередь на неприкрытый «распил активов» уж очень не хочется.
Обнадеживает то, что самые лакомые активы области уже поделены, и как я понимаю, их держателей вполне устраивает действующая власть. Кризис обесточил многих федеральных «коршунов», капитал уже не распухает, как год назад, и это серьёзно играет на сохранение в нашем регионе статус-кво.

  Владимир Слатинов, политолог
+8,5 --5,5
Александр Фаршанёв
Александр Фаршанёв от 25 августа 2009 20:06
Молодец!!! И к чему такие многослойные измышления с оговоркой про субъективное мнение. То что Слатинов пока приветствует Михайлова, ясно и без вышепрочитанного опуса. То что команда курского губернатора Михайлова держится при власти исключительно за счёт откровенного правления его первого зама Зубарева - ясно любому студенту КГУ. То что в Курской области смена власти не произойдёт только по одной причине, если без трагедии завершится шумная кампания по доставке из дальнего зарубежья подлинника курской иконы. Удачно отмолятся, удачно отобьют поклоны, понацелуются и будьте любезны вечно красному на лицо губернатору новый третий срок.
А в остальном нынешний губернатор не получит третий срок, если вдруг к нему с чего-то вдруг изменится отношение близкого к Медведеву олигарха и совладельца МГОКа Алишера Усманова.

Наши партнеры

  • Курская лига массового футбола
  • СТС – официальный сайт телеканала
  • Телекомпания ТАКТ
  • Курск вода - доставка воды в Курске