"Чудесные" результаты ЕГЭ удивляют чиновников от образования

altВ некоторых российских регионах единый госэкзамен сдали более 100% выпускников. Среди «странных» регионов Адыгея, Тува, Вологодская область. Так, русский язык в Адыгее сдали 118,43% выпускников, в Туве - 109,11%, в Вологодской области - 117,94%, а в Чукотском автономном округе - 104%. Экзамен по математику в Нижегородской области сдали 108,86%, в Ивановской - 105,35%, в Калмыкии - 107,9%...
В некоторых российских регионах единый госэкзамен сдали более 100% выпускников. Среди «странных» регионов Адыгея, Тува, Вологодская область. Так, русский язык в Адыгее сдали 118,43% выпускников, в Туве - 109,11%, в Вологодской области - 117,94%, а в Чукотском автономном округе - 104%. Экзамен по математику в Нижегородской области сдали 108,86%, в Ивановской - 105,35%, в Калмыкии - 107,9%.
Возможная разгадка кроется в том, что выпускники предыдущих лет решили поступить в этом году в вузы сейчас и для этого самостоятельно сдали ЕГЭ. Впрочем, возможно, эта категория учитывается отдельно от общей массы школьников.
Ещё один странный факт: по сравнению с прошлым годом, значительно уменьшилось количество неудовлетворительных оценок по математике - в 2009 году двоечников было 6,7%, тогда как в прошлом году - 23,5%.
Как пишет «Коммерсант», глава комитета Госдумы по образованию Григорий Балыхин удивлен: «Я, как и вы, ищу ответ на вопрос, как за год на такую величину могло улучшиться преподавание математики в школах».
В Министерстве образования  заявляют, что ЕГЭ выполнило поставленные задачи. Полный отчет об итогах единого государственного экзамена будет представлен до 1-го октября, сообщает «Эхо Москвы». По некоторым данным, первые официальные итоги ЕГЭ будут подведены 15 сентября.
Это не первые претензии к единому госэкзамену. На заседании рабочей группы Минобрнауки по вопросам проведения единого государственного экзамена (ЕГЭ) в 2009 году, прошедшем 13 августа, ректоры российских вузов назвали главными проблемами ЕГЭ инвалидов, олимпиады и абитуриентов-многостаночников.
Недовольные представители вузов считают, что результаты вузовских олимпиад очень часто расходятся с оценками ЕГЭ, а абитуриенты-победители сдают экзамены на порядок хуже остальных. Ректоры настаивают на сокращении олимпиад, оставив право на их проведение 15-20 учебным заведениям, учитывающим результаты только своих состязаний.
Одновременно предлагают ограничить право выпускника подавать документы на поступление сразу в несколько учебных заведений 5-10 вузами, как это сделано в ряде западных стран. Ректоры объясняют свое требование тем, что значительное число выпускников подало документы сразу в десятки вузов, даже не собираясь там учиться.
Министр образования и науки Андрей Фурсенко рассказал GZT.RU, что в одном вузе абитуриент подал документы на восемь специальностей.
«Разве это нормально? Я еще могу понять, когда человек подает документы в три-четыре учебных заведения и на одну и ту же специальность, – говорит Фурсенко. – Но когда кто-то буквально всюду готов подать и подает документы, это может означать только одно: у него нет никакого интереса для того, чтобы что-то изучать, главный его интерес – проскочить абы куда».
Вузы также жалуются на увеличение числа фальсифицированных справок об инвалидности. В то же время Федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА) РФ даже провело проверку почти 160 справок абитуриентов-льготников и не обнаружило ни одной фальшивой среди них.
Рособрнадзор также перепроверил 370 работ по единому государственному экзамену, авторы которых набрали максимально возможное количество баллов – 100. Проверки прошли в регионах, где при незначительном количестве выпускников было большое количество стобалльных результатов. По итогам проверки выяснилось, что 25% стобалльных работ – фальшивки.
Оценкой результатов проведения ЕГЭ займется специальная комиссия, созданная по поручению президента России Дмитрия Медведева. Идею создания специальной комиссии президент высказал на встрече с лидерами политических партий 10 августа. По его словам, результаты ЕГЭ оказались «неоднозначными» и в этой теме необходимо «продолжать разбираться».
«Действительно создание подобной комиссии видится мне целесообразным, – заявил GZT.RU вице-президент Российской академии образования Виктор Болотов. – Но дело здесь не только в ЕГЭ, но и в поступлении в вузы в принципе. Главный вопрос никуда не делся: как нам аккумулировать в университетах толковых, умных ребят из провинции. Благодаря новой форме экзамена они получили больше шансов на поступление. Однако проблемы образовательных кредитов и общежитий остались те же».
Речь должна идти не только об экзаменах, но и о качестве современного образования, заявил GZT.RU ректор Института проблем образовательной политики «Эврика» Александр Адамский. По его словам, способов оценки компетентности и социального опыта у образовательного сообщества пока нет и ошибкой является то, что проблема решается исключительно в рамках одного министерства.
«Это нонсенс, когда именно Рособрнадзор готовит и проводит ЕГЭ, ведь его функция – лишь контроль. Для адекватной подготовки и проведения госэкзамена нужна какая-то принципиально новая структура сродни госкорпорации», – заявил Адамский.
В связи с этим стоит отметить, что система единых госэкзаменов у многих вызывает серьезные нарекания. А участники недавнего Всероссийского педагогического форума в Санкт-Петербурге и вовсе приняли резолюцию о провале ЕГЭ. Педагоги предложили отказаться от действующей модели и ввести двухступенчатую систему итоговой аттестации.
Кроме того, введение единого госэкзамена привело к стремительному росту мошенничества по отношению к абитуриентам. Чаще всего страдают те поступающие, которым не хватило баллов для зачисления. Заместитель начальника департамента экономической безопасности Министерства внутренних дел России Алексей Шишко пояснил, как работает схема. Нечестные и нечистые на руку сотрудники вузов берут взятки с абитуриентов, у которых низкий проходной балл по результатам экзамена. За деньги поступающим гарантируют зачисление в желанный вуз.
+3 --2