За 30 лет правления Вячеслава Лебедева российские суды стали «конвейерами по производству узников»

К такому итогу судебную систему страны привел за 30 лет своей деятельности на посту председателя Верховного Суда России Вячеслав Лебедев.
За 30 лет правления Вячеслава Лебедева российские суды стали «конвейерами по производству узников»
К такому итогу судебную систему страны привел за 30 лет своей деятельности на посту председателя Верховного Суда России Вячеслав Лебедев. Масштабное расследование провели журналисты «Новой газеты».

Отдел расследований «Новой» с помощью Лаборатории Александра Кукушкина проанализировал все уголовные приговоры районных судов за 2017 и 2018 годы, доступные на сайтах судов в домене sudrf.ru. Среди 780 тысяч судебных актов журналисты нашли 50 тысяч таких, которые имеют более 80% совпадений хотя бы еще с одним решением. При этом сравнению подвергались только тексты судебных актов, написанных одним и тем же судьей.

То есть можно прийти к выводу, что российские суды не заморачиваются с изучением материалов дела, а просто – как второгодники – списывают текст предыдущего приговора. При этом, кстати, среди списанных приговоров попадались и отмененные судами высшей инстанции.

Вячеслав Лебедев с начала нового года в телеграм-каналах и СМИ подвергается жесткой критике. Многие аналитики уверены, что за этой волной негатива стоят силовики. Однако редакцию «Новой газеты» сложно заподозрить в симпатиях к российским правоохранителям. О чем это говорит? О том, что претензии к руководителю российской судебной системы носят воистину народный характер.

Ведь это Вячеслав Лебедев довел суды России до такого состояния, что в них выносится всего 0,3% оправдательных приговоров. 99,7% – написанные под копирку обвинительные. Как отмечает адвокат Александр Пиховкин, «механизм штамповки приговоров в масштабах страны свидетельствует о ригидности судебной системы, ее склонности к забюрократизированности, формальному рассмотрению и разрешению дел. Штамп по определению не может быть продуктом индивидуального творчества, это результат поточного, конвейерного производства. Вы вряд ли отыщете клонированные оправдательные приговоры».

При этом большинство приговоров выносятся в «особом порядке», то есть подсудимый признает свою вину, а суд это просто фиксирует. Казалось бы, идея хорошая. Но мы-то знаем, как в СИЗО «выбиваются» признания!

Журналисты «Новой газеты» отмечают, что текстовые совпадения в судебных актах в каком-то смысле обесценивают работу оперативников. Приговоры написаны так, как если бы дела «шили» на пустом месте. И это не проблема раскрываемости преступлений, а проблема качества судебных решений.

И это важно для всех жителей страны, не застрахованных от судебного произвола. Ведь если судья начинает копировать текст решения, у него возникает гигантский соблазн еще больше упростить себе работу: пренебречь особенностями дела или подсудимого ради того, чтобы лучше уложиться в шаблон.

Поэтому приведение судебной системы России в соответствие с буквой и духом закона в интересах всех россиян. И начать эту реформу Кремлю надо с головы – с председателя Верховного Суда России Вячеслава Лебедева.
+0 -0