О стратегических планах и ситуативных ощущениях

Первые результаты деятельности новых курских городских властей выглядят противоречиво...
Первые результаты деятельности новых курских городских властей выглядят противоречиво
Организуемый в Курске день города дает прекрасную возможность обсудить промежуточные итоги работы муниципальных властей, тем более что новая схема городского управления действует уже более полугода, а на днях было объявлено о предстоящем обсуждении стратегии развития областного центра. Это значит, что новые городские власти уже вполне освоились и пытаются планировать муниципальную жизнь далеко вперед.
Позади довольно быстрое приспособление новой схемы управления (с главой города, избираемым из состава Горсобрания, и главой администрации, нанимаемым Горсобранием по конкурсу) к курским реалиям. «Двухголовая» структура городской власти при ее нормативном закреплении вызывала закономерные опасения, так как, во-первых, никак не была ранее опробована местной практикой, во-вторых, в самой своей конструкции содержала конфликтный потенциал и тем самым требовала почти ювелирной настройки, прежде всего, в сфере кадровых назначений на ключевые муниципальные должности. Впрочем, прежняя модель с выборным главой города – главой администрации оказалась в значительной мере дискредитированной, и это облегчало задачу структурных инноваций.
Задача «запуска» новой схемы облегчалась результатами выборов в Горсобрание, где абсолютное большинство заняли представители «партии власти». И хотя, как вскоре оказалось, городское «единороссовское» большинство не столь едино (что, в общем-то, и совсем неплохо, ибо городу совсем не нужен от Горсобрания единодушный «одобрям-с»), тем не менее, по принципиальному вопросу назначения главы администрации позиция депутатов оказалась вполне консолидированной. В результате вице-губернатор Н. Овчаров пересел в кресло руководителя городской администрации, став, по сути, «вице-губернатором по областной столице».
Политический вес нового главы администрации позволил довольно быстро консолидировать городскую систему управления, так что сегодня никто не сомневается в том, где находится центр выработки муниципальной политики и принятия решений. Этот вес во многом предохраняет систему управления от конфликтов, поскольку для всех очевидны как персональная активность сити-менеджера, так и его способность выступать арбитром в городских дискуссиях и говорить последнее слово в решении городских проблем.
Некоторое замешательство с ключевыми назначениями в горадминистрации слегка затянули вывод последней на «проектную мощность», но можно констатировать, что уже через пару-тройку месяцев после начала своего формирования новая городская власть стала постепенно предъявлять муниципалитету основные контуры своей политики.
Ее качественные отличия от политики прежней очевидны. Исчезла (по крайней мере, в явном виде) напряженность по линии областной центр – область. Позапрошлая городская власть, как известно, довела эти отношения до состояния «холодной войны». Для предыдущей, констатировавшей важность нормализации, был характерен, скорее, «холодный мир». Сегодня фигура главы администрации города позволяет решать подавляющее большинство проблем в конструктивном ключе. Правда, речь идет, преимущественно о текущем, так сказать рабочем взаимодействии. Но это само по себе имеет огромное значение, ведь по многим аспектам решения городских проблем два уровня публичной власти – городской и областной должны выступать консолидировано. Что касается более глубоких уровней поддержки, то их содержание мы увидим очень скоро – при обсуждении проекта городского бюджета и особенностей межбюджетных отношений в новом финансовом году.
Новые городские власти предъявили курянам абсолютно четко выверенную систему приоритетов муниципальной политики. На первый план выдвинуты проблемы градостроительства (принятие нового городского Генплана сложно переоценить), жилищно-коммунальной реформы и городской инфраструктуры. Можно, конечно, сетовать, что и социальные вопросы не менее существенны. Но сегодня необходимость коренных изменений в сфере ЖКХ или состояния городских дорог критически значима, ибо завтра мы просто не сможем добираться до работы и получать тепло, а тысячи курян, живущие в десятки лет неремонтируемых домах, рискнут столкнуться с невозможностью реализации главного права – на нормальную жизнь.
Расставив точные приоритеты, городские власти совершили еще одно чрезвычайно важное дело. Город наконец-то подключился к различным федеральным программам, деньги которых можно активно использовать на решение инфраструктурных проблем. Можно, конечно, посетовать, что количество этих федеральных программ возросло существенно именно в последнее время, дескать, грех было не воспользоваться. Но факт остается фактом – городской бюджет, который в сегодняшних условиях межбюджетных отношений не способен «потянуть» крупные проекты, получает очень серьезное подспорье именно для модернизации жилищно-коммунального хозяйства и инфраструктуры. Кроме того, сама необходимость грамотно подготовить заявки и последующая реализация федеральных программ неизбежно простимулируют и повышение качества муниципального менеджмента.
Наконец, недавнее объявление о готовности городских властей публично обсудить стратегию развития города на перспективу указывает, что уже заявленная система муниципальных приоритетов будет связана в некую систему, рассчитанную на перспективу.
Однако, отмечая очевидные сдвиги в городской муниципальной политике, важно помнить, что для населения существенны не только правильно расставленные приоритеты, способные дать позитивные эффекты в перспективе. Новые дороги, мосты и развязки появятся (дай Бог!) через год-другой. Реализация программы ремонта жилищного фонда и модернизация ЖКХ займут несколько лет. Но среднестатистический житель города хочет уже сегодня увидеть пусть не кардинальное, но ощутимое повышения качество муниципальных услуг. Его повседневные ощущения (в части отопления, воды, транспорта) в этом смысле не менее важны, чем громадье преобразовательных планов и стратегий. Но именно здесь к властям областного центра есть существенные претензии.
Все мы помним, как весной за пару недель до окончания отопительного сезона после пяти дней оттепели кому-то из Отцов города, очевидно, показалось, что окончательно пришла весна (не исключаю, что на сей счет есть нормативные акты, но есть и здравый смысл). Было принято потрясающее решение об отключении отопления, и, как следовало ожидать, оттепель закончилась, вернулась холодная погода, и все последующие три недели куряне стучали зубами от холода, оценивая городские власти исключительно в форме многоэтажных лингвистических конструкций. Замечу, что в соседнем Орле муниципальные власти «отыграли назад» и включили тепло. Но нашему городскому руководству эта естественная мысль почему-то в голову не пришла. Результаты решения не замедлили сказаться. Так, у автора этих строк в апреле переболели все родственники. На «больничном» также сидела вся кафедра, и, полагаю, не только у меня. Интересно, какой ущерб производственному процессу в масштабах города был нанесен подобными действиями городских властей? Будь у нас прецедентная судебная система, тысячи исков к горадминистрации по возмещению убытков и ущерба здоровью были бы удовлетворены немедленно.
Не прошло и полгода, как ситуация повторилась вновь. В том смысле, что опять из-за городских властей количество «больничных» выросло в геометрической прогрессии. На календаре двадцатые числе сентября, на улице - плюс десять, в квартире – ненамного больше, а значительная часть города была лишена горячей воды. Только не надо нам объяснять про трудности ремонта или прокладки новых труб, про переключения районов с одних котельных на другие и всякое такое. Любой житель города, исправно платящий за ЖК-услуги, должен получать их в срок и в полном объеме. Укладывайтесь в сроки, господа! И не рассказывайте, что вы нас сегодня подмораживаете для нашего завтрашнего блага!
Городским властям надо осознать, что правильные и выверенные стратегические планы должны сопровождаться малыми локальными победами, ощущаемыми «здесь и сейчас». Теплая квартира (хотя бы в отопительный сезон), горячая вода в кране, постепенно уменьшающиеся пробки на дорогах (которых пока становится все больше) – все это, конечно, имеет стратегическое измерение. Но требует и ситуативного реагирования.
/Владимир Слатинов, заведующий кафедрой государственного управления КГУ/
+2,5 --1,5