Государственные нефтегазовые компании просят денег у государства

Вытеснение частного капитала из нефтегазовой отрасли оказалось ударом по государственному бюджету, которому приходится наращивать инвестиции в государственные компании, сообщает журнал «Компания».
Государственные нефтегазовые компании просят денег у государства
Вытеснение частного капитала из нефтегазовой отрасли оказалось ударом по государственному бюджету, которому приходится наращивать инвестиции в государственные компании, сообщает журнал «Компания». Запросы этих компаний очень высоки. Сейчас, например, в правительстве рассматривается вопрос о докапитализации "Газпрома" за счет золотовалютных резервов страны на объем стоимости строительства новой инфраструктуры для поставок газа в Китай, это десятки миллиардов долларов. «Роснефть» снова обращается за помощью к государству и просит выделить в долг 1,5 трлн рублей из Фонда национального благосостояния. При этом непонятно, как компании будут возвращать деньги в бюджет, если добыча нефти в стране падает, если себестоимость каждой тонны нефти каждого кубометра газа становится все выше?

Вернуть деньги за счет докапитализации госкомпаний на рынке правительство не сможет. На ближайшие годы об этом можно забыть, инвесторов уже успели напугать, да и в целом рынок не подходящий. Слова о социальном эффекте и новых рабочих местах, которые любят произносить лоббисты крупных проектов, не имеют реальной основы: в России низкая безработица и демографические проблемы. Остается один цивилизованный путь - выплата дивидендов. Но пока их уровень явно недостаточен. Например, по дивидендной доходности акций «Роснефть» - вовсе не лидер отрасли. Инициатива поднять для госкомпаний порог минимальных дивидендов до 35% от чистой прибыли по МСФО снова утихла, решили ограничиться данными по РСБУ, где прибыль гораздо ниже той, что в консолидированной отчетности по международным стандартам.

Добыча нефти в России за прошлый год выросла всего на 1,3%. В ближайшие годы добыча нефти и газа по самым скромным прогнозам может упасть на 5-6% вследствие истощения старых месторождений и проблем с запасами и разработкой новых. Из-за санкций, ограничивающих доступ к американским и европейским технологиям извлечения запасов, эта цифра может еще вырасти. В такой опасной ситуации власти должны поддерживать любые проекты, которые могут дать дополнительные тонны сырья. Реально же условия для деятельности частных компаний все более сокращаются.

В качестве негативного примера отношения к частным проектам можно привести судебный процесс с иском миноритарного акционера к «Башнефти». Миноритарий, владеющий 10 акциями компании, считает, что его интересам нанесен ущерб в связи с передачей «Башнефти» лицензии на разработку месторождений им. Требса и Титова совместному предприятию «Башнефти» и «Лукойла» «Башнефть-Полюс».

Ранее акции «Башнефти» были арестованы по ходатайству следствия, которое решило, что договоры купли-продажи компаний Башкирского ТЭК от 2009 году были заключены по «неправильным» ценам, хотя на этих ценах сошлись покупатель и продавец. Но в России следователи оказываются важнее рынка.

В результате задержана разработка месторождений им. Требса и Титова, хотя, по мнению ведущего аналитика Фонда национальной энергетической безопасности Игоря Юшкова, ускоренная разработка этих месторождений может удержать от падения добычу нефти в России. Вместо поддержки идет попытка заблокировать проект, считает эксперт.

Точка зрения аналитиков однозначна - это подготовка к поглощению. Самый вероятный покупатель - государственная нефтяная компания или близкие к ней структуры, то есть процесс консолидации нефтегазовых активов в госкомпаниях продолжается, причем, по словам Юшкова, это как зачастую происходило, так и продолжает происходить с применением методов давления.

Когда-то создание 2-3 крупных игроков, имеющих огромные финансовые и человеческие ресурсы, было разумным решением. Только крупным игрокам под силу амбициозные госпроекты, в частности, освоение морского шельфа. У крупных компаний есть ресурсы для экспансии на внешние рынки, они могут устанавливать единые стандарты и контролировать качество нефтепродуктов. И именно по этому пути идет сейчас государство, сделав главной консолидирующей компанией «Роснефть» - в нее влились и бывшие активы ЮКОСа, и ТНК-ВР. «Башнефть», кстати, тоже в поле ее зрения.

Но в любом процессе важно вовремя остановиться. За прошлый год добыча нефти в России выросла всего на 1,3%. В ближайшие годы добыча нефти и газа по самым скромным прогнозам может упасть на 5-6% вследствие истощения старых месторождений и проблем с запасами и разработкой новых. Из-за санкций, ограничивающих доступ к американским и европейским технологиям извлечения запасов, эта цифра может еще вырасти. Между тем, более тщательный анализ позволяет сделать вывод, что от продолжения консолидации будет больше вреда, чем пользы.

На любом рынке - хоть продуктов питания, хоть промышленного оборудования − действует правило: чем меньше игроков, чем меньше конкуренция, тем выше цены. И это прекрасно чувствует на себе любой отечественный автомобилист: бензин в России уже дороже, чем в некоторых импортирующих нефть странах.

Можно перечислить и другие негативные последствия консолидации. Например, монополизация нефтяной отрасли, кстати, неизбежно приведет и к снижению доходов от продажи лицензий на месторождения - просто некому будет участвовать в аукционах.

Консолидация всего и вся под крылом государства, да еще подчас насильственными методами, отпугивает от отрасли частных российских и зарубежных инвесторов. «Когда все новые месторождения получают госкомпании или компании, которые имеют достаточный административный ресурс, о каком инвестиционном климате может идти речь? Вспомним, что американские компании вышли из состава акционеров ЛУКОЙЛа под предлогом того, что они не видят никаких перспектив развития компании в России», - говорит Юшков.

Если рассмотреть варианты выхода из главной проблемы российской нефтянки - стагнации добычи, то, как показывает и мировой и российский опыт, корпорации всегда жертвуют проектами, которые не предлагают высокой доходности, предпочитают высокую прибыль в ущерб объемам и глубине извлечения сырья. На небольших, но важных месторождениях, поддерживающих свои регионы, будет наблюдаться спад инвестиций. Доразведкой и разработкой небольших и сложных месторождений обычно занимаются локальные игроки. В США, например, более 10 тысяч независимых от крупных компаний нефтяных предприятий, которые обеспечивают около 40 процентов всей добычи нефти. На малодебитные скважины (менее 0,5 тонны нефти в сутки) приходится более 60 процентов от общего количества добываемой малыми предприятиями сырой нефти. Результат поддержки такого разнообразного рыночного ландшафта налицо – за последние 3-4 года США сделали невероятный рывок в добыче нефти, она увеличилась почти на 30%. Особенно показателен 2013 год: добыча в США выросла на 13,5%, а в России - всего на 1,3%.

Создание негативных условий для частных компаний ставит крест на проектах добычи высоковязкой нефти и природных битумов. Если высоковязкую нефть рассматривать как источник востребованных в мире топливно-энергетических ресурсов, то за счет ввода в разработку таких скважин Россия ежегодно могла бы дополнительно добывать 25-30 млн т. По данным различных экспертов, в России находится от 30 до 75 млрд т прогнозных ресурсов природных битумов всех типов, для освоения которых нужны инновационные подходы – а это поле деятельности для малых и средних компаний. Крупным ВИНКам такие месторождения неинтересны.

Сокращение добычи нефти самым негативным образом скажется на такой важнейшей составляющей промышленности, как нефтепереработка. Всего с 2005 года в нефтепереработку инвестировано более 1 трлн рублей, модернизированы многие НПЗ, у нас в стране, наконец, производится столько высокооктанового бензина, сколько примерно и нужно нашему рынку. Но глубина переработки нефти еще достаточно низка, а вложения в эту отрасль становятся все рискованнее. «Инвестировать в нефтепереработку будет возможно лишь при условии, что часть действующих перерабатывающих мощностей будет закрыта, иначе нечего будет перерабатывать - добыча падает», - считает генеральный директор "Независимого аналитического агентства нефтегазового сектора" Тамара Сафонова.

Правительству непросто противостоять лоббистам из госкомпаний в их желании припасть к бюджетным источникам и подмять под себя всех независимых участников рынка. Но сохранение в отрасли реальной конкуренции и создание условий для разработки новых месторождений не только госкомпаниями - это единственный разумный путь решения нефтегазовых проблем.
+0 -0

Новая музыка