DataLife Engine / Один губернатор и два «эффективных менеджера» тройка номинантов на должность руководителя Курской области на две трети оказалась неожиданной

Один губернатор и два «эффективных менеджера» тройка номинантов на должность руководителя Курской области на две трети оказалась неожиданной

Один губернатор и два «эффективных менеджера»
тройка номинантов на должность руководителя Курской области на две трети оказалась неожиданной


Гадать на курской «губернаторской гуще» в ближайшее время станет намного проще. Пока Д. Медведев не внесет кандидатуру на пост высшего должностного лица области, все внимание общественности, прессы и экспертного сообщества будет приковано к тройке номинантов на соискание губернаторского поста, названной федеральным руководством «Единой России».
Состав «тройки» оказался одновременно и ожидаемым и неожиданным. Ожидаем был сюрприз. Сама формула наделения полномочий губернаторов даже после переформатирования в рамках политической реформы осталась малопрозрачной и, следовательно, малопредсказуемой. Прежняя схема, когда номинантов называл президентский полпред, казалась верхом бюрократической закрытости и недемократичности. «Медведевская» либерализация предложила новую формулу, которая, как и все политические реформы Дмитрия Анатольевича, сверхосторожна и меняет, скорее, форму, чем суть. Вместо полпреда номинантов называет партия, имеющая большинство в региональном парламенте. Вроде - более прозрачно: усиливается роль партий и местных интересов. Но дальше несколько принципиальных оговорок, сводящих и прозрачность, и партизацию и влияние региональных элит к минимуму: номинирует не региональное отделение, а центральный партийный орган, да и то после консультаций с администрацией Президента. Короче, паллиатив. И результаты налицо.
Скажем, чем бы, интересно, отличалась курская «тройка», если бы действовал старый порядок. По всему видно – ничем. Роль «партии власти» в предложенных кандидатурах, политкорректно говоря, просматривается слабо. А то, что все они – члены «Единой России», так кто из власть предержащих сегодня – не ее член (правда, лидер ЕР как раз не является членом партии, что беспрецедентно в мировой истории, но требует отдельного разговора).
Ясно, что решения по кандидатурам принимались путем сложных закулисных консультаций между администрацией Президента и высшим руководством «партии власти», и именно на этой площадке происходило лоббирование кандидатур. Местные интересы и политические расклады не играли почти никакой роли (это лишний раз продемонстрировала тщетность усилий некоторых региональных бизнесменов по дискредитации главы областного правительства, который вошел в список). Такой логикой и предопределялась возможность сюрприза – появления в списке людей, не связанных с регионом, но имеющих лоббистские возможности на федеральном уровне.  
Многие (в том числе автор этих строк) полагали, что среди этих людей появятся «курские москвичи» - представители московского правительства, связанные корнями с областью. Тем более, что зимой 2008 года при назначении главы администрации Курска попытка «войти в область» одним из видных представителей землячества – Г. Лифинцевым, уже была предпринята.
Но Кремль не стал развивать территориальную экспансию лужковской команды. Курская область не станет следующей после Нижегородской, Калининградской и Ивановской. Это теперь очевидно.
Однако и без «своего» номинанта Центр область не оставил. Вместо ожидаемых «курских» москвичей появился неожиданный калужанин – заместитель губернатора калужской области Максим Акимов.
По биографии – классический «эффективный менеджер». Историк по образованию, который, как многие его коллеги, в 90-е сначала ушел в бизнес, а потом на госслужбу. Где и сделал блестящую карьеру. Прошел все основные должности во власти областной, поработал главой областного центра. То есть имеет богатый опыт государственно и муниципального управления, несмотря на весьма молодой возраст (39 лет). Наконец, и это, видимо сыграло решающую роль в выдвижении – член «президентской сотни» кадровых резервистов. Представители этого списка уже «засветились» в губернаторских списках, и это вполне естественно – на то и резерв, чтобы его продвигать на руководящие должности.
Появление в списке номинантов областного премьера тоже можно отнести к разряду сюрпризов. Нет, не в смысле его статуса, роли в экономическом развитии региона и в этом плане совершенно естественного зачисления в список. Замечу, что в уже представленных аналогичных списках по другим областям часто фигурируют руководители областных правительств. Но у нас – особая история. На протяжении двух с половиной лет усилиями нескольких крупных региональных олигархов на репутацию курского премьера была объявлена настоящая охота. Игра на понижение велась по всем правилам информационных войн. Но горы «компромата», тонны газетной бумаги  и  десятки часов «разоблачительных» телепрограмм никакого эффекта на Кремль не произвели. А. Зубарев включен в номинацию. И, возможно, не просто как «технический» кандидат.
Вообще, самоуверенность – плохое качество. Можно было предъявить серьезные претензии к областным властям за то, что именно их излишнее самонадеянное давление на отдельных крупных представителей регионального бизнеса и привело в свое время к противостоянию. В какой-то момент «гонимые» олигархи даже вызывали симпатию. Но вот накануне решений по выдвижению губернаторских номинантов, эти самые господа начали демонстрировать собственную активную политико-медийную игру, часто передергивая и перевирая факты. В контролируемых изданиях появились оценки последних девяти лет как абсолютно провальных, что, мягко говоря, спорное утверждение. Вместо аргументов присутствовал набор пропагандистских штампов в стиле «все плохо, потому что … плохо». Буквально накануне обнародования списка соискателей нам объявили, что «шансы Михайлова ничтожны». Ну, ладно, в конце концов, свободная пресса вольна давать свои оценки. Но когда из той же статьи я узнал, что дороги в области, оказывается, отремонтировал и проложил Руцкой! … Господа, ну надо же совесть иметь!
Присутствие в списке губернатора и его первого зама ясно указывает на то, что качеством регионального управления нынешней курской команды в Кремле вполне довольны. Это касается как докризисного развития области, так и антикризисного менеджмента. Теперь главный вопрос – кому доверят формировать новую повестку дня.
Три кандидатуры, представленные Президентом – как три модели будущего управления областью. Либо сценарий, сохраняющий нынешнюю команду в неизменном виде во главе с губернатором-политиком, которому предстоит постепенно переходить от антикризисного менеджмента (кризис-то пока не закончился) к задачам масштабной модернизации. Либо во главе этого процесса станут технократичные «эффективные менеджеры». В одном случае – из местной элиты, блестяще знакомый с основными проблемами региона и его экономическими игроками, в другом – из президентского кадрового резерва – человек, не интегрированный в местные интересы, что обеспечивает свежесть управленческих подходов и идей, но сулит сложный период адаптации и не гарантирует успешности «призвания калужского варяга».
Предугадать решение Президента сложно. Очевидно, главным аргументом станет нацеленность Кремля на сохранение стабильности в кризисный период либо желание начать заявленную модернизацию с использования новой процедуры переназначений губернаторов для радикальной кадровой ротации региональных руководителей.
Какая линия возобладает по отношению к Курской области – узнаем уже скоро!
Владимир Слатинов, заведующий кафедрой госуправления Курского государственного университета
20 ноября 2009
Вернуться назад